Кто строил КВЖД в Китае?

1
История строительства Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД)

История Китайско-Восточной (Маньчжурской) железной дороги тесно связана с сооружением Великого Сибирского пути – Транссибирской магистрали. В начале работ над прокладкой Транссиба рассматривались два варианта её прохождения из Забайкалья на восток.

По первому варианту магистраль должна была пройти вдоль берега Амура и российско-китайской границы до Хабаровска, а по второму – через Маньчжурию к Тихому океану. Второй вариант рассматривался ещё во время проектирования Сибирской железной дороги, когда обсуждалась возможность её прокладки от Иркутска через Кяхту в Монголию, далее – через Китай в российское Приморье.

Сторонники варианта прохождения Транссиба вдоль Амура обосновывали его последующим ростом возможностей экономического и социального развития российских территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока. С.М.Духовской – приамурский генерал-губернатор в период 1893-1898 годов – заявлял, что...

0 0
2
Справка:
Китайско-Восточная и Южно-Маньчжурская линии. 2377 верст (2536 км). Маршрут: Маньчжурия - Харбин - Пограничный; Харбин - Чанчунь - Порт-Артур. Начало работ - 28 августа (9 сентября) 1897 г. Открытие рабочего движения - 21 октября (3 ноября) 1901 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения - 1 (14) июля 1903 г. Начальник строительства: Югович А.И.
[посмотреть Этапы Строительства Транссиба и стоимость постройки КВЖД на странице Цена Транссиба]

1. Предыстория (1892 - 1897)

По плану сооружения Великой Сибирской магистрали, утвержденному в 1892 г., намечалось продление Забайкальской линии параллельно Амуру от Сретенска до Хабаровска. Но затем родилась новая идея - соединить Сибирскую дорогу с Уссурийской более коротким путем - через Маньчжурию. Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), как назвали этот участок, выпрямила Сибирскую магистраль, сократив ее длину на 514 верст.

Мысль о постройке КВЖД...

0 0
3

Впервые идею о постройке железной дороги в Сибири подал граф Н.Н. Муравьев-Амурский. Еще в 1850 г. он предложил проект постройки здесь колесной дороги, которая впоследствии должна была замениться железной. Но за недостатком средств проект этот так и остался на бумаге, хотя в 1857 г. были сделаны все нужные изыскания. Почти одновременно с графом Муравьевым английский инженер Дуль предложил построить конно-железную дорогу от Нижнего Новгорода, через Казань и Пермь, а далее через всю Сибирь до одного из портов на Тихом океане. Но предложение это, не обоснованное результатами изысканий, сочувствия у русского правительства не вызвало. В 1866 г. полковник Е.В. Богданович, командированный в Вятскую губернию для оказания помощи голодающим, заявил о необходимости постройки железной дороги из внутренних губерний до Екатеринбурга и далее до Томска. По его мнению эта дорога стала бы единственным надежным средством для предупреждения голода в Уральском крае и, будучи затем проложена через...

0 0
4

Одним из признаков проникновения колонизаторов в страны Азии и Африки на рубеже ХIХ – ХХ веков было строительство железных дорог.

Монополия на железнодорожные перевозки позволяла европейцам контролировать потоки товаров и денежных масс.

Российская империя тоже владела одной колониальной дорогой – Китайской восточной железной дорогой (КВЖД). За полвека своего существования эта дорога не раз переходила из рук в руки.

Она была:

концессией российской империи (1903–1917); особым объектом под надзором Китайской республики (1917–1924); объектом в совместном управлении Китайской республики и СССР (1924–1934); собственностью квазигосударства Маньчжоу-Го (1934–1945); концессией СССР (1945–1952).

Предпосылки строительства КВЖД

КВЖД была запланирована как дополнение к самой длинной железнодорожной трассе мира – Транссибу. Участок трасс от Владивостока до Читы, проложенный через территорию Китая, мог быть на несколько сот километров короче, чем...

0 0
5

Конфликт на КВЖД — еще одна неизвестная война

В российской истории благодаря талантливой строке Александра Твардовского «незнаменитой» принято называть советско-финскую войну 1939-1940 годов. Но если обращаться к советскому периоду нашего прошлого, то без труда можно найти еще более неизвестные современному читателю боевые действия. И в их ряду, несомненно, конфликт на КВЖД — Китайско-Восточной железной дороге, который происходил в 1929 году.

Эту уникальную железную дорогу построили русские инженеры и рабочие в 1897-1903 годах. Она, проходя через Маньчжурию, соединяла Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. Дорога и полоса отчуждения вдоль КВЖД принадлежали России и обслуживались её подданными.

В каких же условиях появилась эта дорога ? В конце XIX века ограбление Китая стало любимым спортом великих держав. Англия, Франция, Германия, США и Япония постоянно требовали от Поднебесной экономических и территориальных уступок, и...

0 0
6

Андрей Воронцов к 110-летию завершения строительства КВЖД

Китайско-Восточная железная дорога, крупнейшая магистраль от Забайкалья до Владивостока с ответвлением на Дальний и базу русского флота Порт-Артур, была введена в эксплуатацию 110 лет назад, 14 июня 1903 года. Согласно русско-китайскому оборонительному договору 1896 года, земли под дорогу передавались России в аренду на 80 лет. КВЖД не только пересекала континентальную часть северо-восточного Китая и выходила отдельной веткой к Желтому морю (до 1904 г.), но и имела «полосу отчуждения» вдоль дороги под управлением России. Охраняла ее русская стража (до 25000 штыков и сабель при 26 орудиях), преобразованная в 1901 г. в Заамурский округ пограничной стражи.

Остроумцы того времени называли Маньчжурию «Желтороссией». Шутки шутками, а русская колонизация Маньчжурии являлась лишь вопросом времени. КВЖД, в сущности, двумя рассекающими ветками намертво «пристрачивала» ее к России. В Порт-Артур уже была переведена...

0 0
7

Из истории строительства КВЖД
По степени трудности, строительство Китайской Восточной железной дороги, признано одним из величайших проектов осуществленных Россией в конце 19 века.
Северная Маньчжурия, по территории которой планировалось проведение КВЖД, представляла в то время малолюдную, суровую страну, «где даже обыкновенные гвозди или пустые бутылки представляли собой диковинку и охотно выменивались на предметы продовольствия и где с самого начала строительства присутствовали всевозможные помехи в виде эпидемий, наводнений, народных волнений».

Китайская Восточная железная дорога (КВЖД), протяжением 2...

0 0
8

Сергей Юльевич Витте, которого принято считать великим государственным деятелем, принесшим России большую пользу, при более внимательном рассмотрении оказывается деятелем, из разряда «агентов влияния». Он не только совершил немало сомнительных действий в области финансов и российско-германских отношений, но и был активным участником втягивания России в дальневосточный клубок проблем.
В 1891 году было принято решение о строительстве Транссибирской железной дороги (Транссиб). Её сооружение началось одновременно из Владивостока и Челябинска, велось на казенные средства и показало невиданные до того времени темпы железнодорожного строительства — за 10 лет было построено 7,5 тыс. км новой железнодорожной магистрали. С запада железнодорожные пути были доведены до Забайкалья. С востока Транссиб был доведен от Владивостока до Хабаровска, где работы затормозились из-за необходимости строительства огромного моста через Амур.
При начале работ над прокладкой Транссибирской железной...

0 0